Стихийные бедствия были предметом увлечения кинематографистов со времен немых кинопоказов и интерес к данной тематике сохранился до настоящего времени. Фильмы часто изображают крупномасштабные стихийные бедствия (обычно связанные с погодой) или техногенные катастрофы (крушение в море, крушение самолета), часто сопровождаемые массовыми сценами.
Студии окунулись в экстремальную погоду в Голливуде из-за своих фильмов о бедствиях. Другие катаклизмы могут быть связаны с планетой, подстрекательством к преступности, ядерным оружием или нашествиями инопланетян или мутантов. Они могут быть либо надвигающимися, либо текущими, либо они могут существовать локально или глобально.
О фильмах — катастрофах
Захватывающие сцены разрушений всегда несут большую развлекательную ценность, но лучшие фильмы о катастрофах также подчёркивают негативные последствия развития технологий, демонстрируют гордость ученых, приносят воодушевляющие моральные уроки жертвы и дают практические навыки выживания.
В центре внимания всегда находилось захватывающее бедствие, которое угрожало существованию человечества, а небольшая группа людей находилась в непосредственной опасности, и они должны были справиться или разработать план спасения. Напряженность и концентрация на средствах спасения, и на том, есть ли у героев (обычно в звездном составе) внутренняя сила, чтобы пережить испытание.
У большинства фильмов о бедствиях есть крупномасштабные спецэффекты (особенно в мегабюджетных зрелищах недавнего прошлого), огромное количество звезд, сталкивающихся с кризисом, настойчивый герой или героиня (например, Чарлтон Хестон, Стив МакКуин, Томми Ли Джонс, Дуэйн Джонсон, Брюс Уиллис и т. д.) призвал возглавить борьбу с угрозой и множеством сюжетных линий, затрагивающих нескольких персонажей. Во многих случаях «злые» или «эгоистичные» индивиды первыми поддались пожару.
Как и в любом поджанре, стремление извлечь выгоду из тенденции «фильмов о бедствиях» привело ко массовому выпуску фильмов о катаклизмах, не соответствующих стандартам, со слабыми и неубедительными сюжетными линиями, невероятными обстоятельствами и плохой наукой, плохим развитием персонажей и смехотворной игрой со стороны актёров третьего сорта, изображающие клише персонажей. А многие, из более современных «фильмов о бедствиях», были омрачены элементами боевиков на сюжетах.
Классификация экстремальных погодных явлений и других стихийных бедствий
Землетрясения
Спецэффекты в сценах раскола Земли и последующего разрушительного пожара были потрясающе реалистичными. В фильме «Землетрясение» (1974 года) тревожные сцены разрушающегося Лос-Анджелеса мощным землетрясением уровня 9,9 баллов сопровождались впечатляющими спецэффектами и первым использованием ошеломляющего звучания Sensurround («Вы почувствуете и увидите!»), в результате чего в фильме «Оскар» победил только за лучший звук. В фильме также использовались разрушенные модели небоскребов, пенополистирол и миниатюра для изображения разрушающегося Голливудского водохранилища.
Буйные наводнения
«Ноев ковчег» от Warner Brothers (1928) рассказал о библейской истории о великом потопе, заканчивающемся последовательностью наводнений, в которой смешивались миниатюры, двойные экспозиции и полномасштабное уничтожение реальных сетов. Когда резервуары воды были выпущены на сотнях, ничего не подозревающих статистов, три из них по сообщениям утонули, и многие другие получили серьезные ранения.
«Потоп» RKO (1933) о приливных волнах, которые разрушили различные прибрежные города Калифорнии, а также Нью-Йорк, был первым высокобюджетным фильмом о катастрофе на рации с впечатляющими визуальными эффектами. Производство Дэррила Ф. Занука и Фокса 20-ого столетия Пришло Дожди (1939) был самым большим эпическим стихийным бедствием десятилетия. Это показало захватывающе организованное крупное землетрясение и эпическую последовательность наводнения в индийском городе Ранчипур, изображая взрыв дамбы с комбинацией миниатюр и съемок в прямом эфире. Этот фильм выиграл первый в истории лучший спецэффект Оскар, победив « Унесенные ветром» (1939) и пять других фильмов. Это было позже переделано как Дождь Ранчипура (1955), в главных ролях Ричард Бертон и Лана Тернер.
Обреченный, затопленный мир «Водного мира» Кевина Костнера (1995) был приписан таянию ледяных глыб, которые вызвали сильные глобальные наводнения — и производство фильма на Гавайях было серьезно затруднено фактическим ураганом.
Проливные дожди и наводнения затопили город Индианы в триллере «Ливень» (Hard Rain-1998).
Ураганы, торнадо и штормы
Заключительная последовательность в «Пароходный Билл» Бастера Китона- младшего (1928) включала в себя ужасающе разрушительный торнадо-циклон — и одну из самых суицидальных и страшных сцен в истории кино, поскольку ошеломленный титульный персонаж встал перед домом, который вот-вот разорвется на части от сильных ветров, и весь двухтонный фасад рухнул на него сверху. (Все, что спасло его, было маленькое окно, открывающееся в верхнем этаже, благодаря которому он остался в живых.)
В том же году «Ветер» (1928) беспощадная песчаная буря в пустыне (с песком, спроецированным несколькими воздушными винтами), в конечном счете, вызвала массу критики.
«Ураган» Джона Форда(1937) до сих пор считается классическим кинематографическим зрелищем — с чудовищным тропическим штормом в южной части Тихого океана, массивными приливными волнами и ураганными ветрами.
«Тайфун» (1940) был ответом «Парамаунта» на «Ураган» с Дороти Ламур в главной роли. Действие фильма происходило на острове недалеко от Нидерландов, Новая Гвинея, и в финальных сценах был показан климатический тайфун.
Позже гнев природы был спровоцирован фильмом Джона де Бонта «Смерч»(Twister) (1996), в котором метеорологи, преследующие торнадо и ищущие острых ощущений (Билл Пэкстон и Хелен Хант), преследовали воронкообразные облака. Ультрасовременные цифровые спецэффекты и компьютерная графика включали летающих в воздухе коров.
Идеальный шторм (2000 г.) был удручающей, нигилистической правдивой историей о Андреа Гейле , рыбацкой лодке, которая возвращаясь домой, попала в западню сильного шторма с 50-футовыми морскими волнами.
Всемирный фильм о экологической катастрофе «Земляное ядро» (The Core)(2003) изобразил сценарий, в котором расплавленное ядро Земли перестало вращаться, выпустив вредные микроволны. Они вызвали землетрясения, разрушения мостов и грозы во всем мире.
В аналогичном фильме «День после завтра» (2004 г.) рассказывается о мгновенных последствиях глобального потепления (парниковый эффект) с супер-ураганами, смертоносными торнадо, приливными волнами, наводнениями и новым ледниковым периодом.
Фильм «2012″ (2009) был последним эпосом климатической катастрофы эксперта Ролана Эммериха, основанным на апокалиптических предсказаниях календаря майя на 2012 год. Он изобразил глобальный катаклизм с чудовищными землетрясениями, угрозой расплавленной лавы и цунами.
С документальным фильмом Аль Гора о глобальном потеплении «Неудобная правда» (2006) казалось, что все апокалиптические видения наконец сбываются.
25 лучших фильмов о бедствиях (на основе доходов от кассовых сборов)
(по состоянию на конец 2018 года)
Примечание: в список попали только три классических фильма о бедствиях 1970-х годов!
- Титаник (1997)
- День Независимости (1996)
- Гравитация (2013)
- Твистер (1996)
- Война миров (2005)
- Мировая война Z (2013)
- Армагеддон (1998)
- Годзилла (2014)
- Послезавтра (2004)
- Идеальный шторм (2000)
- Аполлон 13 (1995)
- 2012 (2009)
- Сан Андреас (2015)
- Глубокий удар (1998)
- Годзилла (1998)
- Салли (2016)
- Возвышающийся Ад (1974)
- Непрерывный (2014)
- Это конец (2013)
- Ной (2014)
- Пассажиры (2016)
- Аэропорт (1970)
- Приключение Посейдона (1972)
- Неуправляемый (2010)
- Знание (2009)